В статье исследуется трансформация портовой системы Китая как ключевого фактора его экономического и геополитического влияния в XXI в. Начиная с реформ 1978 г. КНР совершила беспрецедентный рывок в развитии морской инфраструктуры. Сегодня Китай обеспечивает 25% глобальных морских перевозок. Автор выделяет девять точек опоры китайского портового лидерства, включая технологическое доминирование, автоматизацию, создание транснациональных логистических сетей и экспансию в рамках инициативы “Пояс и путь”. Особое внимание уделяется стратегической роли портов как инструментов мягкой силы: через управление ключевыми хабами Китай формирует зоны экономического влияния, а цифровизация портов позволяет контролировать глобальные цепочки поставок. На примере динамики грузооборота и контейнерных перевозок показано, как портовая инфраструктура стала драйвером перехода от модели “мировой фабрики” к статусу архитектора международной торговли. В заключении анализируются перспективы “Цифрового Щёлкового пути” и риски перехода от физической экспансии к технологическому доминированию.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации