В статье рассмотрены отечественные тенденции пользования водными биоресурсами за более чем вековой период. До начала 1950-х годов ключевую роль в обеспечении рыбной продукцией играли внутренние водоёмы, прежде всего Каспийское и Азовское моря. Общие объёмы вылова не превышали 2 млн т. Антропогенное воздействие привело к глобальным негативным изменениям экосистем южных морей нашей страны. Рыбохозяйственное значение внутренних водоёмов значительно уменьшилось. Активное развитие океанического рыболовства в 1960−1980 годы позволило довести объёмы добычи водных биоресурсов до 10−11 млн т. Начиная с 2018 г. доступ к пользованию водными биоресурсами в значительной мере зависит от вовлечённости отечественных промышленных компаний в строительство новых судов на российских верфях. Разведанные запасы даже традиционно добываемых гидробионтов позволяют полностью обеспечить промысловые мощности всех строящихся и проектируемых в настоящее время судов. Вклад товарного рыбоводства в общее производство отечественной рыбопродукции в обозримой перспективе, по-видимому, не будет превышать 10%.
В статье рассматривается вопрос о том, каким образом в XVIII–XIX вв. донские казаки приобрели сохранившиеся до начала ХХ в. навыки ведения боевых действий с минимальными потерями. Подсчитано количество раненых среди донской казачьей верхушки и уточнён характер самих ранений, получено соотношение боевых потерь казаков и регулярных частей русской армии, достигавших иногда четверти и даже половины личного состава, во время Швейцарского похода 1799 г., Отечественной войны 1812 года и освободительного похода 1813–1814 гг., а также в ходе Первой мировой войны. Установлено, что наименьшие потери среди донского казачества несли сыновья офицеров, привлекаемые к службе ещё в подростковом возрасте. Наибольшие потери от холодного оружия были среди сыновей священников, которые выпали из системы казачьего воспитания в детстве, однако за счёт своей грамотности достигали более высоких чинов.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации